История организации психиатрической помощи в Тверской губернии.

К 135 – летию открытия Тверской колонии для душевнобольных.

(По материалам ГАТО и Музея истории медицины)

Решение о создании в губернии психиатрической лечебницы было принято в 1852 году. Фактически помощи душевнобольным не было. В Твери земство приняло от Приказа общественного призрения (орган, ведавший вопросами народного здравия) «дом умалишенных», который являлся отделением (на 40 коек) губернской больницы.

III (1873 г.) съезд тверских земских врачей избрал специальную комиссию, которая осмотрела его и нашла, что, «…лучше совсем закрыть, чем оставлять в том виде, в каком он есть. Комиссия затрудняется приисканием приличного термина, который мог бы выразить впечатление, произведенное им при осмотре. Мы думаем, что будем близки к истине, если скажем, что больница производит впечатление зверинца, и зверинца неустроенного, недисциплинированного, в котором звери заперты и затем оставлены на произвол судьбы. …Воздух наполнен миазмами, так что здоровому человеку трудно пробыть в нем более 5-10 минут без обморока и головной боли. Солома в тюфяках сгнившая. Пища, именно каша, стоит в какой-то лохани и имеет вид бурой массы подозрительного вкуса…больница лишена правильного медицинского надзора не только врачебного, но и фельдшерского».

Настоятельная необходимость улучшения призрения и лечения душевнобольных стала настолько очевидной, что требовала безотлагательных и серьезных мер.

Тверское земств одно из первых (вслед за Новгородским)встало на путь перестройки всего дела психиатрической помощи населению и постановила организовать психиатрическую колонию -загородное поселение земледельческого типа , что являлось последним словом в медицине на Западе.

В начале 1881 г. Тверским губернским земством был приглашен на заведование отделением для душевнобольных в г.Твери широко известный к тому времени психиатр доктор медицины Михаил Павлович Литвинов, прекрасно зарекомендовавший себя на должности участкового врача в Весьегонском уезде 1873-1876 гг.

Доктор Литвинов. вместе с членом губернской управы А.Б.Врасским был командирован за границу. Они осмотрели и изучили постановку дела в 24-х заведениях для психических больных Франции, Швейцарии, Австрии, Германии и др. В качестве образца «как по дешевизне и простоте своего устройства, так и по применению в обширных размерах занятий сельскохозяйственным трудом» ими было выбрано психиатрическое учреждение Альт-Щербиц близ г.Лейпцига в Германии.

Отчет М.П.Литвинова о поездке за границу, представленный Тверскому губернскому земскому собранию, лег в основу реорганизации дела не только в Тверской губернии, но и в других земствах России.

Немало потребовалось усилий от земских деятелей и врачей. Для преодоления костности отдельных представителей земских собраний, смотревших на правильное призрение душевнобольных, как на«дорогостоящее чудачество». Это была эпоха «Sturm und Drang’a» («бури и натиска») в истории русской психиатрии, благодаря энергии личностей, подобных М.П.Литвинову и А.Б.Врасскому.

С этого времени начинается самый активный и плодотворный период деятельности М.П.Литвинова. Он работает над планом строительства будущей лечебницы. На YII съезде тверских земских врачей принято решение строить колонию в 12 верстах от Твери в с.Бурашево, где земством покупается богатейшее имение местного помещика Щербатского. Строительство началось в 1878-1879 гг. Были построены 14 зданий, включая и административные постройки.

Burashevo 1

Первоначальные постройки


Burashevo 2

Кухня

Выстроены были кухня с пекарней и прачечная.Строительство велось под руководством и наблюдением профессора архитекторы тайного советника И.В.Штрома.

Воду предполагалось качать из «серебряного» пруда, где даже в засушливые годы вода не пересыхала и не убывала.

14 октября 1884 г. состоялось открытие колонии. На открытиисреди присутствующих были профессор С.С.Корсаков, А.Е.Черемшанский, О.М.Чечетт, Ф.А.Савей-Могилевич, В.Р.Буцке.

Burashevo 3

М.П.Литвинов

Старшим врачом назначается М.П.Литвинов. Первыми ординаторами колонии были: В.С.Кудрин, Ф.И.Бартелинг,В.И.Яковенко (впоследствии один из талантливейших организаторов психиатрической службы в России), П.П.Кащенко (впоследствии крупный ученый психиатр, основатель советской психиатрии).

Burashevo 4

В.И.Яковенко

Burashevo 5

П.П.Кащенко

Это было первое в России психиатрическое учреждение типа колонии. Михаилом Павловичем и его сотрудниками была разработана система «нестиснения» по примеру Запада. Принципы гуманности, устранения всякого физического насилия все больше и больше закреплялось здесь как основа врачебного воздействия. До этого «цепи, ремни, всевозможные наказания, вплоть до помещения больного в карцер, были обычными атрибутами жизни умалишенных». Много внимания уделялось трудовой терапии.

На момент открытия было готово около 300 мест, а больных было 223 чел. Этот момент в истории Бурашевской колонии, по словам доктора В.Н.Ергольского, можно назвать «медовым: больные были распределены очень свободно и удобно».

Но число больных в колонии быстро увеличивалось, что вызывало необходимость дальнейшего строительства новых площадей и увеличения денежных ассигнований. В 1885 г. было построено помещение на 26 чел., где размещаются спокойные трудоспособные больные. В 1888г. приобретено соседнее с Бурашевым имение Токарево как лесная дача. В 1891г. выстраиваются 2 отделения на 100 чел.

Burashevo 6

Здание мужского отделения

Burashevo 7

Палата мужского отделения

В 1893 г. было выстроено 5 изб: 4 – для больных, каждая на 6 чел. и 1 – для фельдшера. Это дало возможность провести принцип дифференцировки больных по различным категориям. Больные вели самостоятельно хозяйство без прислуги, причем в условиях наибольшей свободы, и в то же время не переставали находиться в тесном единении с больницей и под постоянным врачебным наблюдением. Лишь в одной избе с больными находился и служитель.

В 7 мастерских работой было занято 43,2% мужчин. В декабре 1893 г. в Твери была устроена выставка изделий мастерских колонии, которую посетили 629 чел., продано 553 вещи на сумму 325 руб.

Burashevo 8

Лечебно-производственные мастерские: столярная, сапожная, корзиночная

Burashevo 9

Столярная мастерская

Женщины были заняты на сельхозработах: на скотном дворе, в саду, в огороде итеплице.

Трудовая жизнь в колонии разнообразилась в праздники развлечениями: прогулками с песнями, музыкой и танцами, спектаклями, елками, вечерами с фокусами и пантомимами, чтения с «туманными картинами» (слайдами) с помощью «волшебного фонаря.

Burashevo 10

«Волшебный фонарь»

В 1894 г колония соединяется с Тверью телефоном.

Burashevo 11 Библиотека

Врачи колонии помимо практики занимались активно и научной деятельностью.

Burashevo 12«Неврологический Вестник» Т. XX вып. 4. 1913 г. (?)

Несмотря на то, что колония находилась далеко за городом, в жизни ее находили живой отклик все события, потрясавшие Россию. Это было связано с тем, что в течение всего дореволюционного периода в Бурашевской колонии работал прогрессивно настроенный медицинский персонал и прежде всего старшийврач М.П.Литвинов, который подвергался репрессиям за свои политические убеждения. Прогрессивно настроенными врачами были и В.Яковенко, П.П.Кащенко, В.Э.Дзержинский (родной брат Ф.Э. Дзержинского), В.М.Бяшков, М.П.Глинка, Ф.И.Бартелинг и др.

Burashevo 13

В.Э.Дзержинский

В «увеселительном» зале больницы почти каждый день устраивались антиправительственные собрания под предводительством В.Э.Джержинского и врача женского отделения Екатерины Яковлевны Снисаренко.

Из жандармского донесения:«Тверская губернская земская больница для умалишенных в селении Бурашево организована с предвзятой целью устраивать в нее на службу лиц не только заведомо политически неблагонадежных, но и прямо вредных и опасных…».

Burashevo 14

«Увеселительный зал»

В документах жандармского управления писалось, что Бурашевская колония в течение длительного периода была одним из политических центров Тверской губернии и находилась под постоянным надзором полиции.

В донесении жандармского управления от 4.02. 1888 г. говорилось, что «…начиная от врачей Литвинова и Яковенко и кончая последним сторожем… весь персонал служащих в Бурашевской колонии, если не активно, то пассивно принадлежат к революционной среде». Они распространяли листовки, выступали на митингах среди рабочих и крестьян против царского режима.

При вступлении на престол Николая II в ноябре 1894 г. Тверская губернская управа, состоявшая из либеральных земцев, приветствуя его, указала на необходимость конституции. Николай II назвал тверские мечты о конституции «бессмысленными». Губернская управа подала в отставку, и ее место заняли реакционные гласные.

Эта управа немедленно начала открытые гонения против Литвинова, как, прежде всего, против прогрессивно настроенного врача.

Под давлением губернатора, давно преследовавшего Литвинова за его прогрессивные взгляды и политические убеждения, проводятся многочисленные ревизии всех сторон жизни колонии. Из документов видно, что «ревизии носили односторонний характер с предвзятой целью». Литвинову вменяли в вину перерасход денежных средств на лечение и нужды колонии. В 1896 г. управа немедленно отстранила его от хозяйственных функций и назначила управляющим колонией Благовещенского.

Это обстоятельство, а также постоянные столкновения с управой и губернатором вынуждают Литвинова оставить колонию. В знак солидарности с ним оставляют колонию и его помощники ординаторы: Р.Н.Вановский, В.М.Бяшков, М.П.Глинка, П.И.Тукалло.

Это событие вызвало горячие дебаты в земском собрании.

Либеральная часть земского собрания постановила выразить М.П.Литвинову благодарность «за тринадцатилетнюю в высокой степени полезную и просвещенную деятельность на пользу земству и всего населения Тверской губернии». Было также принято решение поместить портрет М.П.Литвинова в Бурашевской колонии.

Деятельность Литвинова, как практическая, так и научная была широко известна, и поэтому уход вызвал широкую огласку за пределами губернии. С.С.Корсаков выступил в печати с протестом против действий губернской управы.

Burashevo 15

Коллектив колонии на фоне дома М.П.Литвинова. Нач. 20 в.

Бурашевская колония под 13-летним управлением М.П.Литвинова служила образцом и школой для земских психиатров, из которых многие стали директорами земских психиатрических учреждений. Бурашево именовали русским Альт-Щербиц. Историк психиатрии Ю.В.Каннабах, характеризуя первые практические шаги, сделанные отечественными психиатрами при воплощении в жизнь системы «нестиснения», называет 4 имени, которые «должны быть в памяти каждого русского психиатра: С.И.Штейберг, Андриолли, Б.А.Шпаковский и М.П.Литвинов.

По словам другого русского ученого-психиатра Н.Н.Баженова «Бурашево Литвиновского периода представляло для психиатров «Мекку и Медину», где необходимо было побывать каждому психиатру». Кроме этого Литвинов был превосходным воспитателем своего коллектива: умел терпеливо и ненавязчиво учить сотрудников гуманности и добросердечию.

Авторитет Литвинова в вопросах психиатрической помощи был настолько значителен, что проектирование и строительство подобных колоний в других земствах России также происходило с его участием (Москва, Самара).

Оценив значительную научную и практическую деятельность М.П.Литвинова, Совет Юрьевского университета утвердил его в 1902 г. в ученой степени почётного доктора медицины honoris causa.

До своей смерти в октябре 1918 г. он работает директором Московского городского убежища для неизлечимых больных

В 1924 г. в год 40-летия Бурашевской лечебнице было присвоено имя М.П.Литвинова

и получила официальное название «Тверская психколония имени Литвинова».

( 4 мая 1959 г. министр здравоохранения РСФСР издал приказ об установлении в целях увековечения памяти М.П.Литвинова памятника на его могиле на Введенских горах в Москве).

С первых дней Великой отечественной войны область оказалась в сфере военных действий. Вторжение врага было сокрушительным. Только за период 1941-1943 гг. 171 мед. учреждения разрушено полностью, 375 - повреждены. Медицинское оборудование разгромлено, медицинские инструменты уничтожены, рентгеновские аппараты увезены в Германию.

15 ноября 1941 г. особенно жестоко немцы расправились с больными психиатрической больницы им. Литвинова. Их было более 500, их расстреливали, закалывали штыками прямо в палатах. Местные жители рассказывали, что врачей, угрожая расстрелом, заставляли больных расстреливать. Перед уходом немцы подожгли и взорвали 5 новых лечебных корпусов.

Сообщением совинформбюро и нотой Наркоминдела СССР весь мир был оповещен о чудовищном преступлении фашизма на территории больницы.

Burashevo 16

Разрушенное туберкулезное отделение колонии. 1941 г.

В январе 1942 г. был возобновлен прием больных. В послевоенные годы была проведена большая работа по профилизации отделений, предприняты серьезные усилия, направленные на улучшение ухода за больными и их лечение, восстановление и строительство лечебного и жилого фонда больницы.

В 1956 г. психиатрическая больницастала базой кафедрыпсихиатрии Калининского медицинского института.

Burashevo 17

Лечебный корпус на 100 коек. Постройка1978 г.

Burashevo 18

Лечебно-производственные мастерские. 1978 г.

Burashevo 19

В лечебно-производственной мастерской

Burashevo 20

Новый корпус детского отделения

В настоящее время психиатрическая больница им. Литвинова – крупное специализированное учреждение, оказывающее психиатрическую помощь взрослому и детскому населению Тверской области, является структурным подразделением Тверского областного психоневрологического диспансера. В 2016 г. Музей истории медицины оказал методическую и практическую помощь диспансеру в организации музейной экспозиции по истории становления и развития психиатрической службы в тверском крае. Экспозиции включает три раздела: земский (1881-1917гг.), советский (1927-1991гг.) и постсоветский.

Научный сотрудник Музея истории медицины Л.А.Приклонская

Октябрь 2019 г.